«Defender» попал под напряжение

Для чего из классического внедорожника сделали лабораторию на колесах

Переход на альтернативные источники энергии неизбежен даже в консервативном классе профессиональных внедорожников. Так посчитали в компании «Land Rover» и перевели «Defender» на электротягу. Причем новая силовая установка дала машине не только нулевой выброс вредных веществ, но и совершенно иные ходовые возможности.

ФОРМАЛЬНО «Defender Electric» считается концептом. Хотя на самом деле получилась действующая лаборатория на колесах. В рамках проекта уже построено семь электрических машин с разными кузовами, каждая из которых будет трудиться в условиях настоящего off-road. Например, пикап, ставший первенцем электролинейки, предназначен для работы в южноафриканском природном парке «Londolozi». Как оказалось, экспертов сафари привлекла не только безвредность внедорожника по отношению к окружающей среде, но и его бесшумность. Это качество позволяет наблюдателям ближе подбираться к диким животным, оставаясь незамеченными.

Впрочем, сейчас я сажусь за руль 110-й модификации с закрытым пятидверным кузовом. И мы не в Африке, а в тихой Швейцарии на берегу Женевского озера. Хотя на шумные автомобили здесь тоже поглядывают неодобрительно. Однако окружающие были немало удивлены тем, что угловатый внедорожник военной наружности чинно катит по улицам, воспроизводя лишь легкое гудение и шелест «зубастых» шин. Внутри тоже комфортно: исчезли вибрации, да и управлять громоздким «Defender» стало проще. Электромотору коробка передач без надобности, поэтому рычаг «механики» заменили на селектор выбора режимов движения. У него всего три положения: нейтраль, вперед и назад.

 Электропривод не изменил внедорожной сути автомобиля. По городу и трассе «Defender Electro»
едет медленно и недолго, а потом встает заряжаться как минимум на четыре часа.

И все же не слишком длинный путь до внедорожного полигона не сказать, чтобы пролетел незаметно. К типичным ездовым особенностям рамного вездехода с жесткими мостами в виде глубоких кренов и значительного динамического коридора прибавился еще и недостаток скорости. С места автомобиль трогается легко, поскольку свои предельные 330 Нм электродвигатель развивает сразу после включения. А вот максимальная скорость электрического «Land Rover» едва переваливает за сотню километров в час. Понятно, что при таком раскладе о резких маневрах приходится забыть и даже держаться в быстром потоке порой становится сложно. К тому же в этот момент стрелка указателя запаса энергии в батарее начинает стремительно склоняться к нулю – даже в самом спокойном ритме радиус действия «Defender Electro» составляет порядка 90 км. После чего необходимо вставать на долгую зарядку. Как минимум на четыре часа. А если по дороге нет высоковольтного устройства, то и на все десять…

Не быстро, но уверенно

ОДНАКО разработчики и не скрывают, что главной целью ставили перед собой адаптацию электропривода для внедорожной езды. И в этом плане ветерану уже есть чем похвастать. Ведь основные параметры проходимости у него ожидаемо остались прежними. В «Land Rover» поступили просто: выкинули из-под капота турбодизель со всеми потрохами, коробку передач и установили вместо них 94-сильный электродвигатель, одноступенчатый редуктор и литий-ионную батарею емкостью 27 кВт*ч. На своих местах остались и постоянный полный привод с двухступенчатой раздаткой, и внушительный дорожный просвет… А по соседству с кнопкой аварийного отключения напряжения появился контроллер системы «Terrain Response», благодаря которой впервые в своей истории «Defender» научился адаптироваться к типу дорожного покрытия.

 

Правда, электропривод прибавил двухтонной машине еще центнер массы, но по большому счету это ерунда. Бывалые джиперы знают, что силовой передний бампер с лебедкой порой весят больше. Тем более скорость на off-road не главное. Здесь действует принцип «тише едешь – дальше будешь». Поэтому я и не тороплюсь – мой 110-й с достоинством ползет по внедорожной трассе, переваливаясь через препятствия.

– В таком темпе можно проехать восемь часов без подзарядки, – с гордостью сообщает ленд-роверовский инженер. – А еще «Defender Electro» способен тянуть 12-тонный прицеп в 13-градусный уклон. Мы проверяли.

Прицепа, правда, на полигоне не оказалось, а вот дождь начал накрапывать.

– Не коротнет проводку в лужах? – включая дворники, спрашиваю эксперта.

– Не переживай, все герметично. Более того, электрический «Defender» способен проезжать брод в восемьдесят сантиметров глубиной, а обычный – только в полметра.

Забираюсь на трапецию, переднее колесо отрывается от земли… В такой ситуации надо филигранно дозировать тягу, чтобы не опрокинуть машину, но дать ей достаточный импульс для движения вперед. И здесь электропривод раскрыл еще одно свое достоинство. За счет того, что хороший крутящий момент доступен в самом низу и при этом нарастает плавно, без рывков, то и вероятность ошибки в пилотировании сводится к минимуму.

Можно сосредоточиться на выборе траектории, тем более что машина уже нырнула носом на крутой спуск. Отпускаю газ, и из-под капота раздается басовитый гул. Это включилась система рекуперации. В режиме торможения силовой электродвигатель способен выдавать порядка 30 кВт, что позволяет запасать до 80% кинетической энергии автомобиля.

Вдруг вижу, что инструктор стал все чаще поглядывать на индикатор температуры мотора. Его стрелка действительно начала отклоняться с сторону перегрева. Дело в том, что в угоду простоте и надежности охлаждение электропривода сделали воздушным, а не жидкостным. А значит – менее стабильным. Впрочем, до финиша добрались без происшествий. К тому же не будем забывать, что «Defender Electro» – это пока лишь полигон для обкатки новых идей. А значит, у «Land Rover» еще есть время многое изменить и улучшить.

Источник: Автомобильная газета Клаксон

Share Button